Для расследования аварии ракеты-носителя «Протон-М», которая при запуске в пятницу- 16 мая 2014- отклонилась от расчетной орбиты и не смогла вывести в космос самый мощный отечественный спутник связи, создана специальная комиссия. Официальной информации о случившемся немного.
Фото- Роскосмос.
По данным источников в космической отрасли, ракета-носитель вместе со спутником сгорели над Тихим океаном.
«Совсем точных данных нет»Госкомиссия начала исследовать причины аварии ракеты-носителя «Протон-М», которая должна была вывести на орбиту самый мощный российский спутник связи «Экспресс-АМ4Р», но так и не смогла этого сделать, сообщила в пятницу пресс-секретарь главы Роскосмоса Ирина Зубарева.
«В настоящее время представители госкомиссии анализируют телеметрическую информацию и выясняют причины возникновения нештатной ситуации», — сказала пресс-секретарь, ее слова приводит ИТАР-ТАСС.
По словам источника в ракетно-космической отрасли, обломки «Протона» вместе с выводимым спутником сгорели в плотных слоях атмосферы над Тихим океаном.
«Совсем точных данных — над каким районом сгорели в атмосфере фрагменты “Протона” — пока нет. Приблизительно, над Тихим океаном», — вместе с тем отметил он.
По некоторым данным, основная часть ракеты и спутника могли сгореть, но отдельные мелкие обломки все же имели возможность долететь до Земли. Нештатная ситуация произошла примерно на высоте 161 км из-за отклонения «Протона-М» от траектории полета, «ошибки по углу и крену», отметил источник.
Также в качестве вероятных районов падения первоначально назывался Алтайский край. Но точно известно, что произошло это не на территории Казахстана, откуда стартовал запуск космического аппарата. Никаких данных о жертвах и разрушениях в связи с падением ракеты при этом не было.
Ранее еще один источник в Роскосмосе допускал, что ракета-носитель и спутник связи все еще находятся на нерасчетной орбите.
«Вероятнее всего, ракета-носитель “Протон-М” в данный момент находится на нерасчетной орбите. Аварийное отключение двигательной установки, которое произошло на 540-й (по другим данным, на 545-й) секунде во время работы третьей ступени, не обязательно должно было привести к ее падению», — пояснял он.
ЧП на 540-й секунде говорит о том, что третья ступень ракеты не доработала порядка 40 секунд до запланированного отделения разгонного блока «Бриз-М».
Еще один источник — на космодроме Байконур — сообщил, что у ракеты-носителя «Протон-М», вероятнее всего, отказал рулевой двигатель третьей ступени. Других подробностей он не рассказал.
Третья ступень
Ракета-носитель «Протон-М» с самым мощным и высокотехнологичным на сегодня российским спутником связи «Экспресс-АМ4Р» была запущена с Байконура в расчетное время — 1.42 по московскому времени, сообщает РИА «Новости».
Поначалу представители Роскосмоса говорили о том, что нештатная ситуация произошла в рамках работы первой или второй ступени ракеты-носителя, потом появилась информация – что между второй и третьей.
По последним данным, которые подтверждают в Российском космическом агентстве и Центре имени Хруничева, ЧП произошло во время работы третьей ступени ракеты.
Между тем, высказывается предположение, что ядовитый гептил, содержащийся в ракетном топливе «Протона», скорее всего, сгорел в верхних слоях атмосферы и не угрожает экологии.
«Роскосмос уже официально подтвердил озвученную ранее информацию о том, что авария произошла во время работы третьей ступени “Протона”, когда ракета находилась в верхних слоях атмосферы. Вероятнее всего, ядовитый гептил в результате взрыва сгорел вместе с разгонным блоком и самым мощным российским спутником связи», — сообщил РИА «Новости» источник в космической отрасли.
В связи с происшествием уже объявлено, что будущие старты ракет-носителей «Протон» с Байконура отложены до выяснения причин произошедшего. Ближайший из запусков должен был состояться 15 июля этого года.
Свое отношение к происходящему высказывают и жители других стран и даже континентов. Так, официальный представитель Объединенного командования аэрокосмической обороны Северной Америки (НОРАД) капитан Руфь Кастро сообщила ИТАР-ТАСС о том, что неудачный запуск «Протона» не представляет угрозы для США или Канады.
Она отметила, что в НОРАД знают о случившемся: «НОРАД обычно следит за запусками различных ракет по всему миру», — пояснила представитель командования.
«В связи с нынешней аварией “мы не обнаружили ничего, что может представлять угрозу для Северной Америки”, — подчеркнула Кастро, добавив, что больше ей нечего сказать.
Аппараты и аварии
Космический аппарат “Экспресс-АМ4Р” был создан европейской компанией EADS Astrium по заказу ФГУП “Космическая связь” в рамках Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы.
“Экспресс-АМ4Р” являлся третьим космическим аппаратом серии “Экспресс”, запущенным в 2014 году. “Протон-М” с разгонным блоком “Бриз-М” 16 марта этого года успешно вывел на орбиту спутники “Экспресс-АТ1” и “Экспресс-АТ”.
Известно, что спутники серии “Экспресс” застрахованы на 2,5 млрд рублей.
“Протон-М” — это ракета-носитель тяжелого класса, первый запуск которой состоялся в 2001 году. Она является модернизированным вариантом ракеты-носителя “Протон-К” с улучшенными энергомассовыми, эксплуатационными и экологическими характеристиками.
На модернизированном носителе установлена новая совершенная система управления на основе бортового цифрового вычислительного комплекса. Применение в составе ракеты-носителя “Протон-М” разгонного блока “Бриз-М” позволяет увеличить массу полезной нагрузки.
Последняя авария с “Протоном” произошла 2 июля 2013 года, когда через минуту после старта ракеты-носителя с тремя российскими навигационными спутниками “Глонасс-М” они упали.
Эта авария подтолкнула реорганизацию ракетно-космической отрасли России. Сменилось руководство Роскосмоса, была зарегистрирована Объединенная ракетно-космическая корпорация. Производство разбившейся ракеты-носителя “Протон-М” и трех спутников “Глонасс-М”, а также организация их запуска обошлись примерно в 4,4 млрд рублей.
Случаются в российском сегменте космических исследований и другие аварии.
Так, 15 апреля целая группа космических аппаратов системы ГЛОНАСС некоторое время подавала условный сигнал “нездоров”. По одним данным, виноват был “переход на новый контур управления” и “особенности настройки бортового программного обеспечения спутников”, по другим – традиционный человеческий фактор.
Предыдущий сбой произошел 11 апреля. Тогда сообщалось, что правильно работают 22 спутника из 24. Поэтому система не могла обеспечить навигационным сигналом всю поверхность планеты.
2 апреля система также выходила из строя, и оставалась в таком положении более 10 часов. Ошибка возникла одновременно практически на всех аппаратах. Тогда проблему объясняли человеческим фактором – программной закладкой на борт аппаратов неверных данных.
Источник.
Авария "Протона-М": утрачен самый мощный российский спутник связи.
Комментарий.
С позиции космологии- в момент запуска ракеты "Протон-М" в Солнечной системе распространялись гравитационные аномалии и возмущения от конфигурации планет Большой крест- Уран- Юпитер- Марс- Плутон. В момент запуска- 16 мая 2014- конфигурация планет Большой крест, гравитационная аномалия была усилена соединением Венера- Уран.
Соответствие- аварии при запуске космических аппаратов, сбой в работе космических систем и систем управления полётом.
Это ещё раз подтверждает жесткую необходимость учёта Всех, без исключения, космических, космологических факторов, про космических стартах. Только такой системный анализ может дать системную безопасность при стартах и полётах космических аппаратов, при запуске космических спутников.
Вышесказанное неоднократно повторяется при анализе неудачных, аварийных космических стартов на Космологическом портале безопасности с 2011 года. Всегда присутствует напряженный космический, космологический фактор.
Космос требует повышенной, не Земной, но Космической ответственности.
Андрей Андреев- косморитмолог.
Космологический портал безопасности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий